Двумя мощными источниками вдохновения для Сергея Бондарчука служили литература и история. Каждый его фильм, за исключением разве что «Степи», посвящён переломным историческим событиям: Смутному времени, Отечественной войне 1812 года, Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной.
При этом кроме «Ватерлоо», все фильмы основаны на произведениях классиков литературы: Толстого, Шолохова, Чехова, Пушкина, Джона Рида. А среди нереализованных проектов режиссера были адаптации «Тараса Бульбы», «Фауста» и даже «Божественной комедии».
Бондарчук-режиссер двигал горы, мановению его руки подчинялись армии.
При этом он был романтиком. Никто лучше Бондарчука не читал стихи. Рисунки Бондарчука рассказывают о великих страстях, бушевавших в его душе. А история романтического знакомства с Ириной Скобцевой достойна фильма, который он мог бы снять.
Очевидно, что в глазах Сергея Бондарчука на крупном плане можно прочесть судьбу поколения, и его фильмы — не просто история кино, но и история народа.