Закон о банкротстве предлагают существенно изменить. Задачи поправок – сократить сроки проведения банкротных процедур, увеличить объемы погашения требований кредиторов и защитить интересы небезнадежных должников. Проект поступил в Госдуму 17 мая. Рассмотрим некоторые новшества.
Новое название
Закон может получить название “О реструктуризации и банкротстве” (с. 2 проекта).
Отказ от неэффективных процедур
Отменят такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление (с. 218, 288 и 378 проекта).
По мнению авторов поправок, эти процедуры редко приводят к восстановлению платежеспособности должников.
Реструктуризация долгов
Общая информация
Реструктуризация долгов – это новая процедура. Ее будут применять к юрлицу, чтобы восстановить его платежеспособность, сохранить работоспособность и удовлетворить требования кредиторов (с. 7, 14 и 462 проекта).
Подать в суд заявление о введении этой процедуры смогут должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник должника (в т.ч. бывший), у которого есть требования о выплате выходных пособий или об оплате труда.
Действующую процедуру реструктуризации долгов гражданина сохранят (с. 8 проекта).
Последствия процедуры
С даты введения судом реструктуризации долгов наступят, в частности, следующие последствия (с. 219 – 224 и 240 – 242 проекта):
– снимут ограничения на распоряжение имуществом должника;
– приостановят большинство имущественных взысканий по исполнительным документам;
– запретят выплачивать суммы по эмиссионным ценным бумагам и доходы по долям, распределять прибыль между учредителями (участниками) должника;
– не будут начислять проценты, неустойки и другие финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, кроме текущих платежей;
– должник сможет в течение 2 месяцев отказаться от большинства договоров, которые он заключил до возбуждения дела, если их исполнение значительно помешает восстановлению платежеспособности;
– арендодателю должника запретят в одностороннем порядке отказываться или изменять договор аренды основных средств во внесудебном порядке.
Антикризисный управляющий
Когда суд рассмотрит заявление о введении реструктуризации долгов, он утвердит антикризисного управляющего (с. 218 – 219 проекта). На него смогут возложить полномочия руководителя и других органов управления должника (с. 224 проекта).
У такого управляющего будет много обязанностей. Например, он должен будет обеспечивать сохранность имущества должника, выявлять его кредиторов и контролировать выполнение плана реструктуризации.
План реструктуризации
Важнейшей составляющей новой процедуры станет план реструктуризации. Он содержит обоснование возможности реабилитации должника, сведения о его обязательствах и др. (с. 246 – 248 проекта).
Должника обяжут предложить этот документ в течение 4 месяцев со дня введения процедуры. У конкурсных кредиторов и ряда других лиц будет право представить свой вариант плана (с. 243 проекта).
Если должник является хозяйственным обществом, в плане можно будет предусмотреть уменьшение уставного капитала до стоимости его чистых активов, а если она отрицательная – до 1 руб. (с. 254 проекта).
План регулирует отношения кредиторов и должника с даты утверждения судом. Условия договоров между сторонами не могут противоречить плану. Эти правила не касаются кредиторов по текущим платежам (с. 263 проекта).
Максимальный срок выполнения плана – 4 года со дня его утверждения. Собрание кредиторов сможет продлить этот срок еще на столько же (с. 288 проекта).
Завершение процедуры
Должник будет вправе досрочно выполнить план и погасить требования кредиторов (с. 278 проекта).
Прекратить процедуру досрочно сможет и суд по ходатайству собрания кредиторов, если, например, должник неоднократно нарушит сроки удовлетворения их требований (с. 281 – 284 проекта).
Если досрочное прекращение не состоялось, не позднее чем за месяц до истечения срока реструктуризации должник представит управляющему отчет о результатах процедуры. Тот рассмотрит его и составит заключение о выполнении плана и об удовлетворении требований кредиторов. Затем управляющий направит заключение в суд и внесет его в единый федеральный реестр сведений о банкротстве (с. 285 – 286 проекта).
Если план успешно выполнен и платежеспособность должника восстановлена, суд прекратит дело. В противном случае, полагаем, он признает должника банкротом (с. 286 проекта).
Продажа имущества должника
Новая модель торгов
Торги будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, т.е. на одну величину изменения цены (с. 338 проекта).
Этап торгов – период подачи предложений о цене. По его окончании цену изменяют (с. 311 – 312 проекта).
Ценой первого этапа будет начальная цена, которую укажут в сообщении о торгах. Исключение – случай, когда хотя бы в одной заявке на участие есть предложение о более высокой цене (с. 338 проекта).
Если в ходе первого или любого следующего этапа предложение о цене представили, ее будут повышать. Если на первом этапе не было ни одного предложения, цену каждого следующего этапа будут понижать до его появления (с. 339 проекта).
От торгов в форме публичного предложения хотят отказаться.
Сейчас по общему правилу торги проводят путем повышения начальной цены. Впервые ее снижают только на повторных торгах, что затягивает продажу.
Маркетплейс
Планируют создать государственную информационную систему раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства – маркетплейс. Он позволит (с. 325 проекта):
– формировать электронную базу данных об имуществе должника, о проведении инвентаризации и торгах;
– получить доступ к сведениям о формировании конкурсной массы, кроме ограниченной информации;
– искать, обрабатывать и выгружать данные;
– потенциальным покупателям – взаимодействовать с арбитражным управляющим и организатором торгов и использовать дополнительные сервисы.
Очередность требований кредиторов
Проект предусматривает 8 очередей удовлетворения реестровых требований (с. 388 – 390 проекта).
Первая | Требования граждан, перед которыми должник отвечает за вред жизни или здоровью, и пр. |
Вторая | Требования выплатить выходные пособия и (или) оплатить труд работников (в том числе бывших), выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности |
Третья | Требования других кредиторов, кроме указанных ниже |
Четвертая | Требования кредиторов – владельцев облигаций без срока погашения |
Пятая | Субординированные требования лиц, которые контролируют должника (с. 390 проекта) |
Шестая | Требования учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия |
Седьмая | Требования, например, по недействительной сделке, которую должник совершил, чтобы причинить вред имущественным правам кредиторов |
Восьмая | Требования лица, которое привлекли к субсидиарной ответственности |
Сейчас установлены 3 очереди.
Арбитражные управляющие
Результативность управляющих будут оценивать по балльной системе. Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из следующих процедур (с. 162 – 163 проекта):
– за реструктуризацию долгов, в том числе гражданина;
– конкурсное производство;
– реализацию имущества гражданина.
Количество баллов повлияет, в частности, на выбор кандидатуры управляющего.
Кроме того, хотят сформировать регистр управляющих. На его сайте можно будет узнать, в частности (с. 57 – 60 и 159 проекта):
– о СРО, в которой состоит управляющий;
– договорах обязательного страхования ответственности управляющего;
– его делах о банкротстве;
– сдаче экзамена по программе подготовки управляющих;
– количестве баллов результативности управляющих и СРО;
– судебных актах, которыми действия управляющего признали незаконными;
– его дисквалификации.
Вступление поправок в силу
Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона. Исключение составят отдельные правила (с. 472 проекта).
Проект предусматривает множество переходных положений.
Документ:
- Проект Федерального закона N 1172553-7
© КонсультантПлюс
Комментарии