Мы продолжаем знакомить Вас, уважаемые читатели, с творчеством Сергея Довлатова, во многом автобиографичным. Вот и повесть «Зона. Записки надзирателя» — состоящая из четырнадцати самостоятельных эпизодов, рассказывает о службе Сергея Довлатова в армии и о жизни заключённых и их охранников.
Цикл «Зона» включил автора в традицию «лагерной» прозы. И ему пришлось отстаивать право работать над темой, которая казалась исчерпанной после Солженицына. Довлатов писал: «Солженицын описывает политические лагеря. Я – уголовные. Солженицын был заключенным. Я – надзирателем. По Солженицыну, лагерь – это ад. Я же думаю, что ад – это мы сами …»
Писатель Александр Генис, хорошо знавший Довлатова, отмечал: «Зона» была для Сергея самой важной книгой. Её он не собирал, а строил — обдуманно, упорно и педантично. В первый раз он пытался объяснить, с чем пришёл в литературу».
В 1992 году по мотивам одного из рассказов был снят фильм «Комедия строгого режима». В основу сюжета лег эпизод о тюремном спектакле «Кремлевские звезды». Фамилия автора в титрах не значилась.
Довлатов создал своеобразный, точный, скупой и афористичный язык. Его стиль отличается изысканной простотой. Использование анекдотических ситуаций, обыденность и простота тем делают его прозу увлекательным чтением.
В критике высказывалось мнение, что Сергей Довлатов — художник мира, канувшего в прошлое. Наш мир — это мы сами, и Довлатов навсегда останется летописцем нашего времени и нашим современником.