![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/Островский.jpg)
(1823 – 1886)
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского драматурга А. Н. Островского, чьё творчество является важнейшим этапом в развитии русского театра. Это один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Главным увлечением Островского с молодых лет был театр. Им написано около 50 пьес, в которых вместилась вся жизнь России ХIХ века, её быт, её нравы, её история. Его произведения стали этапом в развитии русского национального театра. Отражая острые общественные конфликты эпохи, писатель в то же время изобразил и сильные народные характеры героев своих пьес. Драматург всегда обращал внимание на любые детали и тонкости, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа.
А.Н. Островский создавал пьесы специально для Малого театра, сам читал их актерам, проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Еще при жизни драматурга Малый театр стали называть «Домом Островского».
Сегодня, как и много лет назад, не сходят с театральных подмостков его пьесы: «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «День на день не приходится», «Свои люди – сочтемся».
Чтобы глубже понять творчество писателя и его место в литературном процессе своего времени, предлагаем издания об Александре Николаевиче Островском из фондов Межпоселенческой центральной районной библиотеки.
Литература о жизни и творчестве Александра Островского.
Лобанов, М.П. Островский / Михаил Лобанов .- М.:Молодая Гвардия, 1989.-399с.:ил.-(Жизнь замечательных людей).-Текст: непосредственный.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/лобанов.jpg)
Ревякин, А.И.Искусство драматургии А.Н. Островского / А.И. Ревякин.-М.: Просвещение,1974.-334 с.: ил.- Текст: непосредственный.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/ревякин.jpg)
Сарычев,И.О. А.Н. Островский. «Гроза» . Основное содержание,анализ текста,литературная критика, сочинения /И.О. Сарычев.- М.: Астрель, 2005.- 94с.: ил.- Текст:непосредственный.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/сарычев.jpg)
Чернышевский,Н.Г. О классиках русской литературы / Н.Г. Чернышевский.- М. : Детская литература,1989.- 208 с.:ил.- (Школьная библиотека).-Текст:непосредственный.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/чернышевский.jpg)
Штильмарк, Р. За Москвой-рекой/ Р. Штильмарк.- М.: Молодая гвардия,1983.- 190 с.: ил.-Текст:непосредственный.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/штильмарк.jpg)
Произведения Александра Николаевича Островского.
Александр Островский – лучший российский драматург XIX века. Драматургия Островского стала началом «нового мира» во всём театральном искусстве с «живыми» персонажами и разговорным языком.
Пьесы Островского, не утратившие своей актуальности, и сегодня ставятся на лучших театральных площадках. Многие произведения писателя нашли художественное воплощение в выдающихся экранизациях, среди которых комедия «Женитьба Бальзаминова», фильм «Жестокий романс», снятый по пьесе «Бесприданница», «Снегурочка» и многие другие. Персонажам пьес Островского суждена долгая жизнь. В комедиях и драмах ярко отражен быт московского купечества, провинциальных актеров, мелких чиновников.
Современному читателю произведения А. Н. Островского – комедии, драматические пьесы, сказки – расскажут о жизни России ХIХ века, о ее быте и нравах.
А. Н. Островский “Бесприданница”.
Над этим произведением Островский работал более четырех лет. Первый спектакль состоялся в конце 70-х годов XIX века, он вызвал огромный протест и у зрителей, и у критиков. Бесприданница» стала для Островского «пьесой-исканием»; она «как бы предвосхитила поэтику чеховской драмы».Дальнейшие события свидетельствовали о том, что новая пьеса была обречена на успех.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/бесприданница.jpg)
А. Н. Островский “Гроза“
«Гроза» — одна из самых известных пьес Островского, которая появилась на свет в конце 50-х годов XIX века, накануне отмены крепостного права в России.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/гроза.jpg)
А. Н. Островский. “Снегурочка“
Пьеса “Снегурочка” была написана в стихах, так как императорская Комиссия заказала спектакль-феерию с музыкой, балетом и в стихотворной форме. Островский создал пьесу по мотивам народной сказки про Снегурочку. Возможно, “Весенняя сказка” была чересчур новаторской, поэтому многие зрители и критики просто её не поняли.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/снегурочка.jpg)
А.Н. Островский. “Свои люди – сочтемся“
Комедийная пьеса «Свои люди – сочтемся» написана в конце 40-х годов XIX столетия. Первоначально она была названа «Несостоятельный должник». Текст был прочитан публично, интересно, при этом присутствовал сам Николай Ваильевич Гоголь. Произведение имело огромный успех среди театралов.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/свои-люди.jpg)
А. Н. Островский. “Лес“
Это еще одно блестящее комедийное произведение Островского, созданное в начале 70-х годов XIX столетия, и рассказывающее о жизни российских помещиков того времени, особенностях их взглядов на личное и социальное бытие. “Лес” был чрезвычайно популярен в российском и советском театре. Это произведение было неоднократно экранизировано.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/лес.jpg)
А. Н. Островский. “Бедность – не порок“
Эта комедия была написана Островским и опубликована в середине 50-х годов XIX столетия. А её премьера состоялась вскоре в Малом театре в Москве и в Александринке в Петербурге. Произведение посвящено актеру Малого театра Садовскому. Комедия “Бедность – не порок” и сегодня востребована в театре и кино, как отечественная театральная классика.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/бедность-не-порок.jpg)
А. Н. Островский. “Без вины виноватые“
“Без вины виноватые” — одна из самых популярных пьес Островского, которая считается истинным образцом классической мелодрамы. В ней также можно увидеть сочетание реализма с психологической драмой. Произведение было создано в 80-е годы XIX столетия, автор был доволен пьесой, писал, что хотел доказать театральной публике из российской глубинки, что совсем не успокоился на лаврах, а продолжает творить. Сегодня пьеса считается одной из самых репертуарных из российской театральной классики, в т.ч. в кино и на телевидении.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/без-вины-виноватые.jpg)
А. Н. Островский. На всякого мудреца довольно простоты Эта пьеса написана в конце 60-х позапрошлого века. В ней Островский в комедийной форме затронул общественные отношения в России тех лет, раскрыл ряд важных этических и политических проблем времен Александра II.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/на-всякого-мудреца.jpg)
А. Н. Островский. “Волки и овцы“
Пьеса Островского “Волки и овцы” была написана в середине 70-х годов XIX столетия. Впервые опубликована в «Отечественных записках» и поставлена в петербургской Александринке, а чуть позже – в московском Малом театре. Эта пьеса была весьма популярна и во времена императорской России, и в Советском Союзе. Но более всего она востребована в современном российском театре.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/волки-и-овцы.jpg)
А. Н. Островский “Бешеные деньги“
Пьеса “Бешеные деньги” написана на рубеже 60-70 десятилетий XIX столетия. Автор вновь представляет публике злободневную тему кризиса российского дворянства, и выход на первый план буржуазии.
![](https://tbilisskayacbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/бешенные-деньги.jpg)
Корифей русской литературы, Александр Николаевич Островский являлся, по выражению Льва Толстого, “общенародным в самом широком смысле писателем”. В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни. Драматургия Островского заложила основы национального репертуара русского театра. Герои его пьес продолжают полнокровно жить на современной сцене. Пьесы, написанные Островским, лежат в основе классического репертуара наших современных театров.